Музыкальное телевидение. Часть вторая

MTV: от кабельного канала до мировой экспансии

В одной из прошлых публикаций речь зашла о музыкальном телевидении. Но такое явление как MTV совершенно точно заслуживает своей отдельной истории.А началась история этого мирового бренда в маленьком офисе американского кабельного канала HBO (Home Box Office), который на заре своего становления транслировал программы только 9 часов в сутки. Да и покупка «тарелки» сама по себе была удовольствием не из дешевых.

Вопреки широко распространенному мнению, кабельное телевидение было создано вовсе не для того, чтобы предоставить телезрителям дополнительный выбор каналов. Оно было не более чем альтернативным способом передачи телевизионного сигнала.

Однако, к началу 80-х, кабельные каналы появлялись в Штатах, как грибы после дождя. И требовалось все сильнее изощряться, чтобы создавать и выдерживать конкуренцию. HBO стали одними из первых, кто пустил на свою территорию музыкальные клипы. А несколько позже у них появилась собственная получасовая музыкальная программа “Video Jukebox”.

Как самостоятельный кабельный канал MTV впервые появился в эфире 1 августа 1981 года. С целью увеличить охват аудитории и масштаб распространения, MTV предлагался кабельным операторам за «большое спасибо». Идея канала сводилась к тому, чтобы увеличивать доход за счет рекламы.

Первый клип, показанный на MTV, был “Video Killed the Radio Star” группы The Buggles. Символичное название, не так ли?

Первые несколько лет канал не приносил прибыли и работал себе в убыток. Однако, благодаря своему современному (на тот момент) формату, ярким ведущим и продвижению музыкантов, MTV приобрел невероятную популярность. Канал стал узнаваемым. MTV постепенно превращался в бренд, который впоследствии станет символом целой музыкальной эпохи. Кроме того, музыкальные лейблы по достоинству смогли оценить эффективность работы канала, когда объемы продаж альбомов артистов, чьи ролики «крутились» по MTV резко возросли. Тут-то бессюжетные музыкальные видео начали превращаться в настоящие короткометражные фильмы.

MTV стал чем-то большим, чем средством демонстрации музыкальных видеоклипов.

MTV в Европе

В 1987 году был запущен канал MTV Europe (уже как совместное предприятие с компанией Viacom). Первым роликом, отправленным в эфир MTV Europe стало творение Марка Нофлера “Money For Nothing”.

Для того, чтобы пустить свои корни, как можно глубже, руководство компании заключало контракты с гостиницами по всей Европе. На основании подобных договоров, в каждом номере отеля должны были транслировать передачи канала MTV. Это был своеобразный, но очень эффективный маркетинговый ход. Однако, например, в Германии и Италии возникли сложности, так как на волне популярности музыкального телевидения, в этих странах появились свои собственные каналы, составившие весомую конкуренцию MTV. В Германии MTV не давал прохода музыкальный канал VIVA, потому как немецкое правительство было обеспокоено влиянием американской культуры на подростков. И это было одной из причин, по которой MTV не удавалось выйти на рынки в некоторых других странах. Особенно сложно все обстояло с Азиатским регионом и СССР. Кроме того, возникали трудности и технического характера – это касалось протяжки кабеля.

Европейской версии MTV прочили скорую гибель, приводя в пример канал Music Box, которому не удалось продержаться наплаву достаточно долго.

Ещё одной сложностью для MTV на пути к завоеванию мира, стало появление организации под названием Video Performance Limited (VPL), суть которой состояла в том, что пять самых влиятельных рекорд-лейблов подписали договор по объединению в олигополию. И теперь, чтобы транслировать музыкальные видеоклипы, MTV необходимо было получить права у VPL. Как несложно догадаться, «получить право» означало платить 20% с каждого полученного доллара новоявленному объединению. Звукозаписывающие компании почувствовали себя хозяевами положения. А руководству MTV необходимо было убедить лейблы, что они нуждаются в музыкальном ТВ, так же, как и музыкальное ТВ в них.

Смена формата?MTV

О том, как MTV удалось покрыть своим вещанием ни больше ни меньше весь мир, очень интересно и подробно рассказывает Билл Роуди в книге “Бизнес в ритме рока”. Каждому, кто интересуется музыкой, историей музыкального телевидения и задаётся вопросом «Что случилось с музыкальным телевещанием сегодня?», данная литература будет крайне полезна. Билл Роуди повествует об истории MTV через призму собственного опыта работы в компании. Он начинал с прокладки кабеля для кабельных каналов и вырос в главного исполнительного директора MTV International Networks.

В 80-е годы MTV был для молодежи чем-то вроде библии. MTV был главным источником музыки для двух поколений, но со временем он утратил этот статус.

Почему музыкальное телевидение утратило свою популярность и куда делась музыка с MTV? Все очень просто. В середине 90-х рейтинги музыкальных каналов начали резко снижаться. Чтобы сохранить бизнес, руководство MTV решает пересмотреть формат. Музыкальные клипы больше не заставляли зрителя задерживаться у экранов. Теперь искушенной публике нужны были реалити-шоу, сериалы и всевозможные развлекательные программы. К сожалению, или, к счастью, MTV подхватило этот ветер перемен, и музыки на музыкальном канале (как это ни парадоксально) становилось все меньше и меньше. Однако, по словам Билла Роуди, в настоящий момент MTV все больше обозначает своё присутствие на просторах Интернета.

Мне часто приходится слышать от людей, будто на MTV уже практически невозможно услышать музыку. Разумеется, это утверждение не имеет ничего общего с действительностью: цифровые возможности позволяют «крутить» даже больше музыки, чем в прежние времена, — и не только по телевизору.

Нравится нам это или нет, но для телевидения рейтинг – очень важная составляющая. А так как музыкальные программы в чистом виде интереса у аудитории больше не вызывают, значит, музыке вообще не место на экране.
Подводя итог всему сказанному о музыкальном телевидении, хочется, отметить, что оно всё же ни исчезло, а просто приняло иную форму и переместилось в цифровое пространство. Что касается лично меня, то телевизор я в принципе не смотрю. А потому, отсутствие или присутствие на каналах музыки, меня, наверное, уже не так сильно беспокоит. Однако, когда-то MTV сделало моих рок-героев ближе и ко мне. Все эти музыканты пришли в мой дом. Но они и сейчас остаются у меня. Ведь музыка в каждом из нас – в сердце и в голове.

 

P.S. В основу данной публикации, помимо различных источников, легла книга Билла Роуди «Бизнес в ритме рока». Цитаты, приведенные в тексте также взяты из данной книги.

Книга "Бизнес в ритме рока. Создание крупнейших в мире глобальных телевизионных сетей" Билл Роуди - купить книгу What Makes Business Rock: Building the Worlds Larg ISBN 978-5-8459-1774-4 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru Книга «Бизнес в ритме рока. Создание крупнейших в мире глобальных телевизионных сетей» Билл Роуди — купить книгу в интернет-магазине Ozon.ru